Крепостной театр (с)
Хороший, плохой, злой (с).
Оказывается, по требованию ФСО, Щелкунчик будет танцевать без сабли, а все бои между ёлочными игрушками и мышиной армией пройдут без оружия и по правилам дзюдо. Мышиный Король (танцор из Ирландии) будет задушен Щелкунчиком, партию которого сегодня танцует Хабиб Нурмагомедов.— Chapodat (@chapodat) December 28, 2018
Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.
Репертуар, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли. О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива[1].
Россия[править | править код]
В начале XIX века в подмосковных усадьбах насчитывалось более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр Шереметевых в Кускове, позже переведённый в Останкино. Блиставшая на сцене крепостная актриса Параша Жемчугова стала женой графа. Театр и его антураж сохранились до нашего времени. К числу самых известных принадлежали также театры:
- князя Н. Б. Юсупова в подмосковном Архангельском;
- генерала С. С. Апраксина в Ольгове;
- графини Д. П. Салтыковой в Марфине;
- Н. А. Дурасова в Люблино;
- Н. Н. Демидова в усадьбе Алмазово, где блистал Мочалов-старший;
- А. Ф. Закревской в усадьбе Ивановское (здание сохранилось);
- П. А. Познякова в доме на Никитской («Наполеоновский театр»);
- Крепостной театр графа С. М. Каменского в Орле.
В Петербурге славились частные театры во дворце Юсуповых на Мойке и во дворце Нарышкиных на Фонтанке, в более ранее время — у князя Потёмкина в Таврическом дворце и наследника престола Павла Петровича в селе Павловском.
Граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свои хоры. Также свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандритов, у полковых командиров. У Г. П. Ржевского был крепостной балет. Такая труппа давала особый почёт своему хозяину, впрочем, как и другие украшения барской жизни — псарни, оранжереи, зверинцы и т. п.
- Или вон тот еще, который для затей
- На крепостной балет согнал на многих фурах
- От матерей, отцов отторженных детей?!
- Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
- Заставил всю Москву дивиться их красе!
- Но должников не согласил к отсрочке:
- Амуры и Зефиры все
- Распроданы поодиночке!!!
— «Горе от ума», 1824 г.
Своей жестокостью к актёрам прославился владелец орловского крепостного театра граф Сергей Каменский. Нравы его театра описаны А. И. Герценом в повести «Сорока-воровка» и Н. А. Лесковым в повести «Тупейный художник». Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей.
Часто смеялись и смеются и ныне над этими полубарскими затеями. Они имели и свою хорошую сторону. Эти затеи прививали дворне некоторое просвещение, по крайней мере грамотность; если не любовь к искусствам, то по крайней мере ознакомление с ними. Это все-таки развивало в простолюдинах человеческие понятия и чувства, смягчало нравы и выводило дворовых людей на Божий свет. От этого скоморошества должны были неминуемо западать в них некоторые благие семена. Эти полубарские затеи могли иметь и на помещиков благодетельное влияние: музыка, театральное представление отвлекали их отчасти от псовой охоты, карт и попоек.
На афишах перед именами крепостных исполнителей не печаталась буква «Г.» (т. е. «господин», «госпожа»). Когда в 1806при формировании Московских императорских театровнекоторые частные труппы были выкуплены казной, от этой традиции в отношении ставших свободными музыкантов и актёров отказались.
Белоруссия[править | править код]
См. также: Театр в Великом княжестве Литовском
На территории современной Белоруссии крепостные театры возникают в XVIII веке. В 1740—1791 годах в Несвижском имениидействовал крепостной театр князей Радзивиллов — владельцев несвижской ординации.
Премьера постановки «Образец справедливости» состоялась в 1740 году. Первую комедию авторства Франциски Урсулы Радзивилл «Остроумная любовь» поставили через шесть лет. Показы сопровождались музыкой в исполнении несвижскойкапеллы Радзивиллов. Ставились спектакли в специально построенном здании — «камедихаузе» или во дворце «Консоляция» в предместье Несвижа Альбе и под открытым небом, в так называемом зелёном театре. Одновременно с несвижским театром существовал слуцкий, он принадлежал Иерониму Флориану Радзивиллу. В репертуаре преобладали опера и балет.
Придворные театры известны также в Слониме, Гродно, Шклове, театры Сапег — при дворцах в Ружанах и Деречине.
Украина[править | править код]
На Украине было немало крепостных театров. Среди известнейших театр в селе Кибинцы на Полтавщине в имении Д. Трощинского, а также театр помещика Д. Ширая с селе Спиридонова Буда на Черниговщине, который неоднократно бывал с гастролями в Киеве. Имел известность крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились классические оперные спектакли. В имение помещика Тарнавского в селе Качановкана Черниговщине посмотреть театральные представления приезжали Н. В. Гоголь, М. А. Максимович, Н. А. Маркевич. Этот крепостной театр упомянут в повести Т. Г. Шевченко«Музыкант».
Подневольный театр в советское время[править | править код]
В переносном смысле «крепостным театром»[3] называли театральные коллективы, сформированные из заключенных ГУЛАГа. В них принимали участие как попавшие в лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся театральному искусству уже в заключении. Заключённым, работавшим «стахановскими методами труда»[4], предоставлялся целый ряд специальных, дополнительных льгот, в частности постоянный клубный билет на занятие лучшего места для просмотра кинокартин, художественных постановок и литературных вечеров.
Примечания[править | править код]
- ↑ В одном из крепостных театров, к примеру, начинал своё актёрское поприще Михаил Щепкин.
- ↑ s:Вяземский П. А. Старая записная книжка, стр. 101—110.
- ↑ Театр ГУЛАГа / Сост. М. М. Кораллов, А. Ю. Даниэль, Я. З. Рачинский. — М.: «Мемориал», 1995
- ↑ Известно, что в 1943 году 17,5 % из 9863 заключённых и 31,5 % из 1067 вольнонаёмных рабочих по капитальному строительству в Норильлаге считались стахановцами (ГАРФ. ф. 8361. Оп. 1. Д. 57. Л. 22—23, 38 об.), так что уровень вовлечённости узников в это движение был достаточно значительным.
Ссылки[править | править код]
- Левин Г. И. Артисты в ГУЛаг
театр, править, код, селе, театры, также, Граф, повести, более, достаточно, Уровень, сцене, усадьбе, крепостным, другие, графа, князя, частные
Это очередь из сотрудников Большого театра к служебному входу. Скрипачи и дирижеры, балерины и билетеры работают сегодня Щелкунчик для Перзидента. Б - безопасность буэ pic.twitter.com/e180WxDtI0— leo sobol (@SobolLeone) December 27, 2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий