Share this!

Соціальна активність:

воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Крепостной театр в помойке будущей россии

Крепостной театр (с)


Хороший, плохой, злой (с).






Перейти к навигации Перейти к поиску
Крепостной театр  — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.
Репертуар, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли. О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива[1].

Россия[править | править код]

В начале XIX века в подмосковных усадьбах насчитывалось более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр Шереметевых в Кускове, позже переведённый в Останкино. Блиставшая на сцене крепостная актриса Параша Жемчугова стала женой графа. Театр и его антураж сохранились до нашего времени. К числу самых известных принадлежали также театры:
В Петербурге славились частные театры во дворце Юсуповых на Мойке и во дворце Нарышкиных на Фонтанке, в более ранее время — у князя Потёмкина в Таврическом дворце и наследника престола Павла Петровича в селе Павловском.
Граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свои хоры. Также свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандритов, у полковых командиров. У Г. П. Ржевского был крепостной балет. Такая труппа давала особый почёт своему хозяину, впрочем, как и другие украшения барской жизни — псарни, оранжереи, зверинцы и т. п.

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
— «Горе от ума», 1824 г.
Своей жестокостью к актёрам прославился владелец орловского крепостного театра граф Сергей Каменский. Нравы его театра описаны А. И. Герценом в повести «Сорока-воровка» и Н. А. Лесковым в повести «Тупейный художник». Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей.
Часто смеялись и смеются и ныне над этими полубарскими затеями. Они имели и свою хорошую сторону. Эти затеи прививали дворне некоторое просвещение, по крайней мере грамотность; если не любовь к искусствам, то по крайней мере ознакомление с ними. Это все-таки развивало в простолюдинах человеческие понятия и чувства, смягчало нравы и выводило дворовых людей на Божий свет. От этого скоморошества должны были неминуемо западать в них некоторые благие семена. Эти полубарские затеи могли иметь и на помещиков благодетельное влияние: музыка, театральное представление отвлекали их отчасти от псовой охоты, карт и попоек.
На афишах перед именами крепостных исполнителей не печаталась буква «Г.» (т. е. «господин», «госпожа»). Когда в 1806при формировании Московских императорских театровнекоторые частные труппы были выкуплены казной, от этой традиции в отношении ставших свободными музыкантов и актёров отказались.

Белоруссия[править | править код]

На территории современной Белоруссии крепостные театры возникают в XVIII веке. В 1740—1791 годах в Несвижском имениидействовал крепостной театр князей Радзивиллов — владельцев несвижской ординации.
Премьера постановки «Образец справедливости» состоялась в 1740 году. Первую комедию авторства Франциски Урсулы Радзивилл «Остроумная любовь» поставили через шесть лет. Показы сопровождались музыкой в исполнении несвижскойкапеллы Радзивиллов. Ставились спектакли в специально построенном здании — «камедихаузе» или во дворце «Консоляция» в предместье Несвижа Альбе и под открытым небом, в так называемом зелёном театре. Одновременно с несвижским театром существовал слуцкий, он принадлежал Иерониму Флориану Радзивиллу. В репертуаре преобладали опера и балет.
Придворные театры известны также в СлонимеГродноШклове, театры Сапег — при дворцах в Ружанах и Деречине.

Украина[править | править код]

На Украине было немало крепостных театров. Среди известнейших театр в селе Кибинцы на Полтавщине в имении Д. Трощинского, а также театр помещика Д. Ширая с селе Спиридонова Буда на Черниговщине, который неоднократно бывал с гастролями в Киеве. Имел известность крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились классические оперные спектакли. В имение помещика Тарнавского в селе Качановкана Черниговщине посмотреть театральные представления приезжали Н. В. ГогольМ. А. МаксимовичН. А. Маркевич. Этот крепостной театр упомянут в повести Т. Г. Шевченко«Музыкант».

Подневольный театр в советское время[править | править код]

В переносном смысле «крепостным театром»[3] называли театральные коллективы, сформированные из заключенных ГУЛАГа. В них принимали участие как попавшие в лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся театральному искусству уже в заключении. Заключённым, работавшим «стахановскими методами труда»[4], предоставлялся целый ряд специальных, дополнительных льгот, в частности постоянный клубный билет на занятие лучшего места для просмотра кинокартин, художественных постановок и литературных вечеров.

Примечания[править | править код]

  1.  В одном из крепостных театров, к примеру, начинал своё актёрское поприще Михаил Щепкин.
  2.  s:Вяземский П. А. Старая записная книжка, стр. 101—110.
  3.  Театр ГУЛАГа / Сост. М. М. КоралловА. Ю. ДаниэльЯ. З. Рачинский. — М.: «Мемориал», 1995
  4.  Известно, что в 1943 году 17,5 % из 9863 заключённых и 31,5 % из 1067 вольнонаёмных рабочих по капитальному строительству в Норильлаге считались стахановцами (ГАРФ. ф. 8361. Оп. 1. Д. 57. Л. 22—23, 38 об.), так что уровень вовлечённости узников в это движение был достаточно значительным.

Ссылки[править | править код]

театр, править, код, селе, театры, также, Граф, повести, более, достаточно, Уровень, сцене, усадьбе, крепостным, другие, графа, князя, частные





Комментариев нет: