По мотивам 90-х. IX - Пирамида МММ и всеобщий психоз 94-го
Один из самых интересных "напёрсточных" сюжетов Девяностых - это, конечно же, финансовые пирамиды. А самая мякотка - эпическая пирамида МММ. Уж не знаю, сколько сот тысяч бывших советских граждан в неё вложилось... Но много :)Полезли в рост эти пирамиды сразу же после расстрела Верховного Совета осенью 93-го. Вначале незаметно (ноябрь - декабрь 93-го), затем форсированно (январь - июль 1994-го). Реклама пирамид тогда не раздавалась разве что из утюга. Русский дом Селенга, Хопёр-Инвест, Властилина и так далее - выбор был огромен. Самые успешные, типа МММ, быстро дозрели до использования крупномасштабных инструментов раскрутки - телерекламы на двух главных каналах. Стали покупать и артистов, формировать образы - помните "партнёра" Лёню Голубкова? А Марину Сергеевну? На удочку психоза купились не только многочисленные добропорядочные граждане, но и куча "лидеров мнений" типа эстрадных артистов и даже режиссёров.Почему-то очень запомнилась реклама по ящику (кажется, РДС): сидят папа и сын с удочками на бережку. Идиллия, тихий плеск рыбки, голливудские улыбки персонажей.- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
В общем, базовая философия пирамид идеально легла в постперестроечную матрицу сознания - сидеть с удочкой у речки, ничего не делать и получать стопицот лимонов ништяка. Не оставались в стороне и газеты. Они тоже зарабатывали на всеобщем угаре нэпа - сперва стыдливо, а потом и беззастенчиво, толкая рекламу даже в центры политических и серьёзных статей (см. пример).
3. А вот так арендовали целые полосы главных и самых влиятельных тогда газет типа "Известий".
4. Внизу полосы - мнение "потенциального акционера" :)
5. Главный пирамидчик России (Сергей Мавроди) быстро сообразил не только насчёт телерекламы "тяжёлого стратегического действия" на всю страну, но и по поводу образа собственной квази-валюты. Он стал издавать билеты, внешне похожие на деньги.
6. Причем их образ стремительно улучшался и приближался к купюрной солидности. В марте ещё были билеты попроще (см. выше), а в мае 94-го - уже вот такие, с более сложным рисунком и степенями защиты.
7. Но в общем, любая пирамида когда-то лопается. Мавроди с его грандиозной афёрой тоже лопнул, в начале августа 1994-го. И даже присел на кичу.
8. ...но ненадолго - в октябре на фоне всеобщих ожиданий возврата денег он уже вышел. И пошёл в парламент, за личной неприкосновенностью.
9. Вот этот номер "Известий", со статьёй о выходе Мавроди на свободу.
Впереди ещё был Будённовск с Басаевым, массовые теракты, убитый Листьев, Первая Чеченская война - но финансовые пирамиды жители России за год после уничтожения рудиментов Советской власти уже попробовали. Не понравилось :)
PS. По иронии судьбы, для меня история с МММ обернулась длительной ссорой с московскими родственниками. Дело в том, что я очень долго не выезжал за пределы Дальнего Востока - с мая 1993-го по октябрь 1994-го. Практически полтора года не бывал в Москве и Питере. Такое время было. Не знал все эти тренды - у нас как-то тихо на этот счёт было, без массовых помешательств. И вот, осенью 1994-го заехал к своей родственнице. Она была продвинутой москвичкой - помощник адвоката, два высших образования, возраст около пятьдесят и т.п.
Сидим на кухне, значицца. Зашёл разговор про эту МММ. И мне начинают излагать душераздирающую историю - про гнусную власть, которая гнобит рыцаря Сергея М., про зависшие в билетах МММ полторы тысячи долларов (а это тогда была очень серьёзная сумма!), которые надо как-то вернуть и т.д.
Сидим на кухне, значицца. Зашёл разговор про эту МММ. И мне начинают излагать душераздирающую историю - про гнусную власть, которая гнобит рыцаря Сергея М., про зависшие в билетах МММ полторы тысячи долларов (а это тогда была очень серьёзная сумма!), которые надо как-то вернуть и т.д.
Я сижу, пью чай, и спрашиваю:
- А вы видели фильм "Приключения Буратино"?
- ??? Да, и что? Старый советский фильм. Причём тут это?
- Как причём? Там же вся история МММ рассказана. Помните, как Буратино поливал землю на пустыре? :)
- А вы видели фильм "Приключения Буратино"?
- ??? Да, и что? Старый советский фильм. Причём тут это?
- Как причём? Там же вся история МММ рассказана. Помните, как Буратино поливал землю на пустыре? :)
Короче, за эту метафору на меня родичи серьёзно обиделись.
И где-то года с полтора мы потом общались очень холодно :)
И где-то года с полтора мы потом общались очень холодно :)
Такое вот интересное время было.
Один из самых интересных "напёрсточных" сюжетов Девяностых - это, конечно же, финансовые пирамиды. А самая мякотка - эпическая пирамида МММ. Уж не знаю, сколько сот тысяч бывших советских граждан в неё вложилось... Но много :)
Полезли в рост эти пирамиды сразу же после расстрела Верховного Совета осенью 93-го. Вначале незаметно (ноябрь - декабрь 93-го), затем форсированно (январь - июль 1994-го). Реклама пирамид тогда не раздавалась разве что из утюга. Русский дом Селенга, Хопёр-Инвест, Властилина и так далее - выбор был огромен. Самые успешные, типа МММ, быстро дозрели до использования крупномасштабных инструментов раскрутки - телерекламы на двух главных каналах. Стали покупать и артистов, формировать образы - помните "партнёра" Лёню Голубкова? А Марину Сергеевну? На удочку психоза купились не только многочисленные добропорядочные граждане, но и куча "лидеров мнений" типа эстрадных артистов и даже режиссёров.
Почему-то очень запомнилась реклама по ящику (кажется, РДС): сидят папа и сын с удочками на бережку. Идиллия, тихий плеск рыбки, голливудские улыбки персонажей.
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
В общем, базовая философия пирамид идеально легла в постперестроечную матрицу сознания - сидеть с удочкой у речки, ничего не делать и получать стопицот лимонов ништяка. Не оставались в стороне и газеты. Они тоже зарабатывали на всеобщем угаре нэпа - сперва стыдливо, а потом и беззастенчиво, толкая рекламу даже в центры политических и серьёзных статей (см. пример).
Один из самых интересных "напёрсточных" сюжетов Девяностых - это, конечно же, финансовые пирамиды. А самая мякотка - эпическая пирамида МММ. Уж не знаю, сколько сот тысяч бывших советских граждан в неё вложилось... Но много :)
Полезли в рост эти пирамиды сразу же после расстрела Верховного Совета осенью 93-го. Вначале незаметно (ноябрь - декабрь 93-го), затем форсированно (январь - июль 1994-го). Реклама пирамид тогда не раздавалась разве что из утюга. Русский дом Селенга, Хопёр-Инвест, Властилина и так далее - выбор был огромен. Самые успешные, типа МММ, быстро дозрели до использования крупномасштабных инструментов раскрутки - телерекламы на двух главных каналах. Стали покупать и артистов, формировать образы - помните "партнёра" Лёню Голубкова? А Марину Сергеевну? На удочку психоза купились не только многочисленные добропорядочные граждане, но и куча "лидеров мнений" типа эстрадных артистов и даже режиссёров.
Почему-то очень запомнилась реклама по ящику (кажется, РДС): сидят папа и сын с удочками на бережку. Идиллия, тихий плеск рыбки, голливудские улыбки персонажей.
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
В общем, базовая философия пирамид идеально легла в постперестроечную матрицу сознания - сидеть с удочкой у речки, ничего не делать и получать стопицот лимонов ништяка. Не оставались в стороне и газеты. Они тоже зарабатывали на всеобщем угаре нэпа - сперва стыдливо, а потом и беззастенчиво, толкая рекламу даже в центры политических и серьёзных статей (см. пример).
Один из самых интересных "напёрсточных" сюжетов Девяностых - это, конечно же, финансовые пирамиды. А самая мякотка - эпическая пирамида МММ. Уж не знаю, сколько сот тысяч бывших советских граждан в неё вложилось... Но много :)
Полезли в рост эти пирамиды сразу же после расстрела Верховного Совета осенью 93-го. Вначале незаметно (ноябрь - декабрь 93-го), затем форсированно (январь - июль 1994-го). Реклама пирамид тогда не раздавалась разве что из утюга. Русский дом Селенга, Хопёр-Инвест, Властилина и так далее - выбор был огромен. Самые успешные, типа МММ, быстро дозрели до использования крупномасштабных инструментов раскрутки - телерекламы на двух главных каналах. Стали покупать и артистов, формировать образы - помните "партнёра" Лёню Голубкова? А Марину Сергеевну? На удочку психоза купились не только многочисленные добропорядочные граждане, но и куча "лидеров мнений" типа эстрадных артистов и даже режиссёров.
Почему-то очень запомнилась реклама по ящику (кажется, РДС): сидят папа и сын с удочками на бережку. Идиллия, тихий плеск рыбки, голливудские улыбки персонажей.
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
- Пап, а хорошо-то как, правда? Мы сидим, а денюшки идут!
В общем, базовая философия пирамид идеально легла в постперестроечную матрицу сознания - сидеть с удочкой у речки, ничего не делать и получать стопицот лимонов ништяка. Не оставались в стороне и газеты. Они тоже зарабатывали на всеобщем угаре нэпа - сперва стыдливо, а потом и беззастенчиво, толкая рекламу даже в центры политических и серьёзных статей (см. пример).
Комментариев нет:
Отправить комментарий