Share this!

Соціальна активність:

понедельник, 20 августа 2018 г.

Причины возникновения кризисной ситуации вокруг МММ.

Программа «Вкладчики» — активная фаза «МММ» Описание этой операции было подготовлено нами не то в 1998-м, не то в 1999 году для Исполнительной дирекции национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник», которая по каким-то своим соображениям однажды пригласила нас участвовать в этом PR-конкурсе — хотя мы и не PR-агентство. Разумеется, никакого «Лучника» операция на МММ нам не принесла. Хотя надо сказать, что другая, более поздняя наша работа, эту премию получила — сама работа, но не мы. Официальный лауреат «Лучника» за ту операцию — наши партнеры, одно из московских PR-агентств, которые были официальным, открытым исполнителем работ на объекте.
Введение
Это — краткое описание наших основных действий на событиях вокруг АО МММ в июле-августе 1994 г, что было началом развернутого впоследствии проекта «Вкладчики».
Основным результатом проекта «Вкладчики» является то, что имевшие место быть в России проблемы с вкладчиками — не только в 1994 году с МММ, но и далее — не привели к событиям, хотя бы отдаленно похожим на события в Албании.
На сегодняшний день из всех фаз проекта «Вкладчики» можно описать только действия по фазе «МММ».
1. Содержание заказа на фазу «МММ»
При работе с МММ у нас было два заказчика — действительный и формальный.
Действительным заказчиком была одна из государственных структур. Формальным заказчиком — Мавроди.
История заказа такова. В конце июня 1994 года, когда стало ясно, что деятельность МММ может привести к массовым беспорядкам, руководство одного из государственных ведомств выдало нам заказ на их предотвращение и недопущение. Для выполнения заказа нам была предоставлена полная свобода действий и выбора методов.
Уже после опубликования этого материала к нам пришло несколько отзывов. Все почему-то уверены, что неназванное здесь государственное ведомство — это ФСБ (КГБ, ФСК и пр).
Кто так подумал — тот на собственном опыте столкнулся с эффектом домысливания, о котором мы говорим в «Кратком курсе» про Ганса и Юргена. Разберем его подробнее — как хороший наглядный пример.
В нашей формулировке нет ни слова неправды. Ведомство действительно было государственным. Но ведь нигде не сказано, что оно было российским.
Стоп. Не надо домысливать снова. Мы же не сказали, что оно было не российским.
И наконец, мы же не сказали, что это ведомство было правоохранительным или «специальным» — как, впрочем, не сказано, что оно таковым не было.
Таким образом, под данное нами определение подпадает отнюдь не одно ФСБ. Скорее наоборот. Любому осведомленному (хотя бы на уровне журналиста) человеку известно,что в 1994 году это ведомство было практически неработоспособным из-за перманентных реорганизаций. Его сотрудники — снизу доверху — тогда мало интересовались чем-либо кроме собственного выживания.
Гораздо вероятнее, например, мэрия г. Москвы. В самом деле — кто сильнее ее заинтересован в предотвращении беспорядков в городе?
По тем же причинам это могла быть служба безопасности Президента. А еще — Министерство энергетики, ЦРУ, Моссад, любая из московских префектур, посольство Бразилии в РФ и т.д. и т.п.
В общем, не пытайтесь угадать. Заказчик был неожиданным для нас самих. Мы сами не думали, что они интересуются недопущением беспорядков в Москве.
После анализа ситуации было решено, что в той конкретной обстановке наиболее эффективным будут действия «изнутри» МММ. Для этого пришлось провести подготовительную операцию, а именно — добиться формального заказа от Мавроди. Данная подготовительная операция здесь не рассматривается.
Формальный заказ, выданный нам со стороны Мавроди, заключался в «работе с общественностью», где под общественностью понимались как вкладчики, так и, отчасти, средства массовой информации.
Таким образом, таких задач, как сохранение МММ в работоспособном состоянии, или обеспечение сохранности денег вкладчиков, или что-либо еще, перед нами не ставилось ни действительным заказчиком, ни Мавроди.
2. Причины возникновения кризисной ситуации вокруг МММ
Несколько случаев возникновения скоротечной паники вокруг МММ наблюдались на протяжении всей первой половины 1994 года, однако они не сопровождались и тем более не предварялись широкой PR-кампанией в СМИ.
Однако в середине июля 1994 года возникла принципиально иная ситуация. Обстановка в самом МММ была спокойной. «Схлопывания» изнутри, по инициативе самой МММ, не предвиделось.
Однако в СМИ неожиданно стала разворачиваться активная кампания, сопровождающаяся угрожающими заявлениями должностных лиц (прежде всего налоговых органов). Эта кампания не была реакцией на какие-либо события в МММ, и совершенно четко воспринималась как подготовка крупномасштабного наступления на эту фирму со стороны некоторых госорганов, а точнее — определенных аппаратных группировок в этих органах.
Мотивация некоторых госорганов для наступления на МММ в 1998 году, ясны — тогдашнее руководство Минфина (Дубинин) было заинтересовано прекратить деятельность МММ, с тем, чтобы направить потоки средств, вкладывавшихся тогда в «мавродики», в сторону ГКО. Именно это и произошло позднее, после прекращения широкомасштабной деятельности МММ.
Финал пирамиды ГКО к настоящему времени также известен.
Кстати, сейчас это мало кто вспомнит, но тогда было совершенно однозначно понятно даже из публикаций в СМИ, что непосредственным инициатором PR-кампании в СМИ против МММ была Федеральная Комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ). Спустя три года мы также узнали, что ФКЦБ даже выдавала прямой коммерческий заказ одному из PR-агентств на организацию кампании против МММ.

Комментариев нет: