skelet-info.org
Анатолий Гриценко: как грантоед-фельдмаршал продавал украинскую армию. ЧАСТЬ 1 • SKELET-info
15-19 minutes
Он так любит Вооруженные силы Украины, что хочет поиметь их ещё раз, причем уже в качестве главнокомандующего. Анатолий Гриценко методично наращивает свой рейтинг не прекращающейся критикой всех и всего вперемешку с монологами об «офицерской чести» и «профессионализме». Компенсировать отсутствие и того, и другого ему помогают умение врать не краснея и мощное информационное прикрытие в виде «Зеркала недели» его супруги Мостовой. Поэтому неудивительно, что в нынешней ситуации всеобщего разочарования некоторые украинцы начали действительно видеть в Гриценко последнего честного политика Украины. Однако если они присмотрятся к нему более внимательно, то их мнение изменится на противоположное…
Как заработать персональную пенсию
Гриценко Анатолий Степанович родился 25 октября 1957 года в селе Багачивка Звенигородского района Черкасской области. Его родители были людьми простыми, но не колхозниками: мама работала в коммунальных предприятиях, а отец то шофером, то сварщиком, то горноспасателем. Семья не раз переезжала, жила на съемных квартирах, а маленькому Толику даже пришлось 9 месяцев пожить в детском саду-интернате, пока у родителей были проблемы с обустройством на новом месте.
У Анатолия Гриценко есть младший родной брат Виталий: бывший военный, успел послужить в Афганистане, потом в российской армии, после отставки вернулся в Украину, поселился в Умани, работал водителем «скорой помощи». Судя по тому, что нардеп и экс-министр никуда не пристроил родного брата (и даже хвастал этим как одной из своих добродетелей), и в последнее время их никто никогда не видел вместе, то нынешние отношения братьев наверняка весьма сложные. Так вот, в детстве отец воспитывал их в чрезмерной строгости, а также требовал учиться только на пятерки, считая, что сыновья должны выкарабкаться «в люди», а не «ковыряться в земле». Так что свободного времени у них было немного, да и его они проводили с отцом – что наложило свой отпечаток на будущий социальный характер Анатолия Гриценко.
После 8 класса Анатолий Гриценко поступил в Киевское суворовское училище (ныне – Киевский военный лицей им. Богуна), которое окончил в 1974 году с золотой медалью. По его словам, это был самостоятельный выбор, однако вряд ли он был сделан без отцовского, как минимум, одобрения. Тут можно было бы сказать, что военная карьера Гриценко началась в возрасте 15 лет — а именно так всегда он и утверждает, поддерживая свой дутый имидж главного радетеля ВСУ. Но вот вопрос: а выбрал бы паренек, мечтавший об армейской карьере, не боевую, а техническую профессию? Гриценко же поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище (КВВАИУ, закрыто в 2000 году) на специальность «электрическое и приборное оборудование», получив диплом инженера-электрика (тоже с отличием). Так что никакой «мечтой детства» тут и не пахло, зато однажды Гриценко ненароком признался, что его всегда привлекала техника. Правда, тогда у SKELET-info возникает другой вопрос: почему же он пошел за дипломом инженера именно в военное училище, а не в любой технический гражданский вуз, где золотого медалиста приняли бы без проблем? Как один из вариантов — потому,
После КВВАИУ Гриценко два года (1979-81) прослужил в авиаполку (в Ахтырке, Сумской области) – точнее, проработал там на должности начальника группы технического обслуживания. Там же началась его семейная жизнь с первой супругой Людмилой (у них родились дети Алексей и Светлана), которая оборвалась официальным разводом в 2002 году, а фактически закончилась еще в конце 90-х, с тех пор как Анатолий Степанович увлекся Юлией Мостовой. Любопытный факт: мало того, что о Людмиле не любит вспоминать сам Анатолий Степанович, так о ней вообще не хотела говорить с журналистами его мама, зато она долго и с энтузиазмом расхваливала свою вторую невестку.
Два года в Ахтырке были единственным близким знакомством Гриценко с армией, так что назвавшись как-то «боевым офицером», он сильно лукавил. Будущий министр обороны не нюхал не только пороха, но и настоящей армейской жизни, он был лишь специалистом технической службы в офицерском звании. Кстати, в армиях стран НАТО, с которого Гриценко так любит брать пример, обслуживанием военной техники давно уже занимаются гражданские специалисты. Да и проработал он по специальности, повторим, всего пару лет, пока его обязывало распределение. После чего Анатолий Гриценко бросил службу, без оглядки сбежал из армии и вернулся в уютные аудитории родного КВВАИУ, чтобы три года обучаться в адъюнктуре. Затем защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамика, баллистика и управления полетом летательных аппаратов» и получил в КВВАИУ место преподавателя — проработав там с 1984 по 1992 год. То есть из тех 20 лет, что Анатолий Гриценко носил погоны, 2 года он провел в стенах суворовского училища и 16 лет в аудиториях КВВАИУ. Вот, собственно, и вся его «военная карьера»!
И, тем не менее, ему исправно «капали» военный стаж и выслуга лет «паркетного полковника», так что уже минимум с 2006 года (согласно его декларациям) Анатолий Гриценко получал от государства пенсию. Причем, в виду того, что пенсионер Гриценко то избирался народным депутатом, то назначался министром обороны, размер его пенсии в несколько раз превышал пенсии простых смертных украинцев. Так, в 2006-м году он получил 34 121 гривен пенсии — это по 2,8 тысячи гривен (560 долларов) в месяц, при том, что средняя пенсия в Украине тогда была около 600 гривен, а средняя зарплата 1050 гривен. В 2008-м он получал уже по 4000 гривен пенсии в месяц (плюс 220 тысяч годовой зарплаты). В 2013-м «злочинний режим» пересчитал оппозиционеру Гриценко размер пенсии, выплатив за год 149,5 тысяч гривен (включая доплату за прошлые годы), и следующие два года он получал 8 864 гривен пенсии ежемесячно. В 2016-м году пенсия «патриота» и «борца с коррупцией» Анатолия Гриценко выросла до 10,6 тысяч гривен ежемесячно. Конечно, по меркам украинских политиков это копейки, но всё же почти вдвое больше, чем средняя зарплата (за вычетом налогов) по стране!
Украинский друг Америки
Уже в конце 80-х многих сотрудников и тем более руководителей отечественных НИИ и вузов охватил дух предпринимательства. Разного рода кооперативы создавали даже при оборонных институтах, однако публичной информации о наличии таковых в КВВАИУ не встречается. Может быть, их и не было вовсе, а может просто у Анатолия Гриценко напрочь отсутствует предпринимательская жилка. Тем не менее, разворовывать родину через ЧП и СП — это не самый большой грех, ещё хуже — это продавать её по кускам вероятному противнику и «стратегическим партнерам». Что это за намек? Дело в том, что про Гриценко ходили нехорошие слухи относительно того, как именно и за какие заслуги он стал «другом Америки», что и определило всю его дальнейшую карьеру. Якобы он, как специалист по электронным системам советских военных самолетов, поделился некоторой информацией о них с «американскими товарищами». И они взяли его на заметку как «полезного человека», который к тому же не умел делать деньги сам, а потому был рад услужить за «вознаграждение». Но это, повторим, лишь неподтвержденные слухи. Впрочем, а много ли имеется подтверждений того, как в конце 80-х и начале 90-х военные секреты продавались в розницу и оптом от Львова до Владивостока? А ведь продавались…
Имеются и другие слухи – как продолжение первых. О том, что якобы Анатолия Гриценко ухватила за тощие ягодицы рука советской контрразведки, заставив его быть «сексотом». И что именно по заданию «органов» уже в 1989-м Гриценко сдружился с некоторыми киевскими «демократами» и «руховцами». Причем так близко, что даже стал организатором избирательной компании Владимира Черняка (один из основателей «Народного Руха»), выбранного депутатом последнего Верховного Совета СССР (1989-91). С появлением в начале 1990-го т.н. «Демократической платформы КПСС» Гриценко перешел в неё — как и многие тогдашние начинающие политики (Гринев, Кушнарев). Тогда же в 1990-м Гриценко быстро и очень тесно сблизился с новым командующим 17-й воздушной армии Константином Морозовым, оказавшимся ярым сторонником независимости Украины — благодаря чему 3 сентября 1991 года Морозов был назначен её первым министром обороны. И, к слову, неожиданно оказался еще и очень большим фанатом НАТО и США.
Министр обороны Украины Константин Морозов (слева) и генсек НАТО Манфред Вернер (напротив справа), Киев 1992 год
Константин Морозов (третий слева) в компании американских военных летчиков, авиабаза Неллис (Невада) 1992 год
Вопрос, кто именно пристроил его в Минобороны, остается без ответа со стороны Гриценко – он вообще постоянно уклоняется от прямых честных ответов, зато на ходу «лепит горбатого», сочиняя себе благообразную биографию «честного офицера». Существуют лишь предположения. Во-первых, это мог быть Константин Морозов – хотя непонятно, почему он не взял к себе Гриценко раньше, еще в 91-м. Во-вторых, это могли быть друзья Гриценко по «Народному Руху» и «Демплатформе» — ведь как раз осенью 1992 года было сформировано коалиционное правительство Леонида Кучмы, в которое вошли «демократы» и «прозападники» (например, Виктор Пинзенык).
«Американизация» ВСУ, сопровождаемая масштабным разоружением украинской армии, началась уже с 1992 года – с политического согласия президента Леонида Кравчука и при активном участии министра обороны Константина Морозова. На тот момент перед Вашингтоном еще не стояла задача использовать Украину против России, зато они опасались нового союза Киева и Москвы, поэтому благоразумно решили максимально сократить и обезоружить ВСУ, наполнив их руководство своими кадрами. Так, едва родившаяся украинская армия, в 1992 году сильнейшая в Европе (не считая российской), была сразу приговорена к уничтожению – под аплодисменты «демократов» и национал-патриотов, восторженно заявлявших, что Украине воевать не с кем, а большая армия — это атавизм советского прошлого. Где-то среди них восторженно хлопал в ладоши и Анатолий Гриценко, хотя теперь он это отрицает.
В ходе этого «стратегического партнерства» была запущена программа «стажировки» украинских офицеров и генералов в США, которую прошел и Анатолий Гриценко. Сам он написал в своей биографии, что в течение 1993-94 г.г. обучался в Институте иностранных языков Министерства обороны США, а потом окончил оперативно-стратегический факультет Университета военно-воздушных сил США (Air University). На самом деле он всего лишь прошел программу языковой подготовки, после которой прошел «резидентуру» (практику, стажировку) для иностранных офицеров при Air University. Почему туда отправили именно Гриценко, тоже любопытный вопрос, ведь по его словам это произошло случайно: мол, был недобор в отправляемую группу и его в неё определили чуть ли ни силком.
Гриценко хвастает еще одним своим «дипломом»: свидетельством об окончании трехмесячных (сентябрь-ноябрь 1995) курсов переподготовки и повышения квалификации при Академии вооруженных сил Украины. Но, потрясая этим документом (вполне настоящим), Гриценко постоянно утверждал, что окончил саму Академию, а это уже была неправда, ведь первый полноценный выпуск Академии состоялся лишь весной 1996 года. Скандальную информацию об этом впервые опубликовали журналист Иван Рудич (неоднократно «достававший» бывшего министра обороны) и председатель «Союза офицеров Украины» Вячеслав Билоус. В 2011 году нардеп от Партии Регионов Эльбрус Тадеев, мстя Гриценко как одному из оппонентов регионалов, даже направил в Минобороны соответствующий запрос – на который получил официальный ответ (см. документ), подтверждающий, что Гриценко окончил не Академию, а лишь трехмесячные курсы.
Но вернемся к его американской стажировке. Основной целью таких программ Пентагон ставил превращение стажеров в «истинных друзей США, разделяющих американские интересы и ценности» (слова экс-министра обороны У. Коэна), которые бы пропагандировали эти ценности и отстаивали эти интересы у себя на родине. Конечно, в нынешней Украине это давно не грех, даже наоборот — но только потому, что сейчас ею управляют такие вот «истинные друзья США», позволившие использовать свою страну в американских интересах. Но вопрос не в том, лучше ли это, чем если бы Украину использовали в российских интересах. Вопрос в том, в честь чего политики, желающие использовать Украину в интересах других стран (любых, хоть США, хоть РФ) вообще допускаются к власти, а не сидят в тюрьме?
Этот вопрос не риторический, ведь в период активного «стратегического партнерства» с США (1992-2007) Украина сократила численность ВСУ в несколько раз, пустила на слом стратегическую авиацию, отказалось от ядерного оружия и крылатых ракет, распродала сотни истребителей и вертолетов, тысячи танков, несчетное число артиллерийских стволов, ПТУРов и ПЗРК – всего того, что ей сейчас так остро не хватает для обороны. И «резидент» Анатолий Гриценко имел самое прямое отношение к этому уничтожению украинской армии. А теперь Америка, по чьей инициативе Украина была разоружена, дразнит её своими общениями прислать пару сотен «джавелинов».
Путь в министры обороны
По возвращению из США Анатолий Гриценко оказался практически никому не нужным: власть в стране сменилась после всеобщих досрочных выборов, в Минобороны начались новая кадровые интриги. Впрочем, «резидента» не оставили без работы, поскольку у него теперь были рекомендации из самого Пентагона, но и стоящей должности не предложили. Для таких как Гриценко создали Управление проблем военной безопасности и военного строительства («реформаторский» отдел) Научно-исследовательского центра Генерального штаба – которое он и возглавлял в 1994-97 г.г. «Пилить» там было совершенно нечего, эта контора лишь давала рекомендации как лучше «реформировать» ВСУ, хотя в некоторых случаях она могла на заказ лоббировать сокращение какой-то конкретной военной части или аэродрома, имущество и землю которых потом «прихватизировали». Но в основном контора Гриценко, по данным SKELET-info, жила на бюджетные деньги и американские гранты – к которым он тогда и пристрастился. На этом поприще он и познакомился с еще одним видным украинским «грантоедом» и реформатором Александром Разумковым (1959-1999), бывшим заведующим идеологического отдела Днепропетровского обкома ЛКСМУ, человеком из окружения Леонида Кучмы.
В 1994-95 г.г. Разумков был первым помощником президента Кучмы и привел во власть немало людей, до этого пребывавших на задворках политики – например, Владимира Литвина. Но в конце 1995-го в ходе конфликта с главой президентской Администрации Дмитрием Табачником Разумков был оттерт от Кучмы и ушел в отставку, после чего сразу же возглавил одно из своих детищ – Украинский центр экономических и политических исследований (ныне носящий имя Разумкова). Данный центр создавался в 1994 как «грантоедский» прозападный проект, в числе его «отцов-основателей» были и фонд «Возрождение» (филиал фонда Сороса), и фонд Конрада Аденауэра (ФРГ), и американские «демократические институты».
Сергей Варис, для SKELET-info
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Гриценко Анатолий: как грантоед-фельдмаршал продавал украинскую армию. ЧАСТЬ 2