Share this!

Соціальна активність:

четверг, 2 мая 2019 г.

Хлорная нефть (3) Cinema Art Studio OSINT (@CASBT1) | Твіттер

(3) Cinema Art Studio OSINT (@CASBT1) | Твіттер

Пока у нас разворачивалась эпопея с выборами, все остальные события ушли на второй план. Особенно это было заметно в период с 19 по 21 число, между дебатами и днём голосования. Тем не менее, Украина — не центр Вселенной, и события шли своим чередом, иногда показывая высокую интенсивность или особую значимость.
Так, пока у нас на НСК «Олимпийский» проходили дебаты, 19 апреля на Мозырьском нефтеперерабатывающем заводе Беларуси забили тревогу, поскольку технологическое оборудование стало внезапно выходить из строя. Очень быстро установили и причину такого положения. В нефти, поступающей по трубопроводу из РФ, было обнаружено запредельно высокое содержание хлорсодержащих соединений.
Претензия была сразу выставлена российской стороне, и оператор трубопровода «Транснефть» сразу признал, что в нефти присутствует посторонняя добавка. Но кроме того, что её просто не должно быть по стандарту нефти «Юралз», которой торгует РФ, она оказалась ещё и крайне агрессивной для нефтеперерабатывающего оборудования. Один из российских специалистов так прокомментировал последствия попадания в нефть хлорорганического соединения:
«Дело в том, что эта добавка легка по молекулярному весу, поэтому она попадает в бензин. Когда после ректификации бензин идёт на риформинг, то эта коррозионная добавка выводит из строя теплообменники. Иначе говоря, эта добавка очень агрессивно воздействует на трубы теплообменника, что приводит к смешиванию высокооктанового бензина с низкооктановым, поэтому идёт потеря октанового числа. Это основной минус. Это очень сильно сказывается на эффективности нефтеперерабатывающего завода».
То есть, знаменитый Василий Алибабаевич из культового совкового фильма о джентльменах удачи, разводивший ослиной мочой бензин, был просто дилетантом и очень добрым раскаявшимся человеком. В данном случае добавка к нефти оказалась куда более опасной и способна «положить» как оборудование НПЗ, так и двигатели автомобилей.
Причём конечный потребитель заплатит цену настоящего бензина, а зальёт мало того что дрянь с непонятным октановым числом, но и с остатками химического реагента, который очень активно коррозирует топливную систему авто.


Понятно, что такого эффекта невозможно добиться, если в нефть добавить чего угодно, но не слишком много. Тогда эта добавка растворится в огромном объёме и не слишком повлияет на общее качество нефти, но не в этот раз. Норма была превышена в 20-30 раз, а количество бракованной нефти, по разным оценкам, составило около 3 млн тонн. Это значит, что о случайном технологическом сбое можно даже речи не вести. Загрязнение произошло намеренно и именно в промышленных масштабах.
Транснефть объявила о том, что ведёт расследование инцидента и одновременно откачивает из трубы испорченную нефть. При этом, со слов сотрудников компании, был установлен участок трубопровода, на котором было допущено загрязнение сырья — «Самара — Унеча». Кроме того, на вопросы о том, как оператор допустил такое загрязнение в обход систем контроля качества нефти, в Транснефти ответили, что они не контролировали содержание хлора, поскольку его не может быть в нефти, а вместо этого — фиксируют содержание серы и некоторые другие позиции.
Как выяснилось, хлорсодержащие реагенты могут использоваться при эксплуатации истощённых месторождений нефти. Их закачивают в пласт для того, чтобы поднять остатки нефти, но такие реагенты под запретом уже более 20 лет и до последнего времени не было зафиксировано случаев их использования.
Однако, зная, как работает эта система, можно усомниться в искренности таких заявлений. Уж слишком высоким оказалось содержание реагента. Скорее всего, добывающие компании уже давно используют эту дрянь для поднятия тяжёлой нефти. Как отмечают местные наблюдатели, скорее всего, этим грешили малые компании, которые добавляли небольшие потоки своей нефти в общую трубу, и при смешивании они не давали заметного отрицательного эффекта.
Можно предположить, что всё это могло начаться с последней ценовой «ямы», и дальше — постепенно возрастало. Так что НПЗ, на которых перерабатывают российскую нефть, уже давно садят своё оборудование, хоть и не так стремительно, как это произошло в Мозыре десять дней назад.
Видимо, практика использования хлоридных реагентов перевалила за какие-то пороговые значения, и в итоге эта проблема стала очевидной и вылилась в скандал. Причём скандал этот имеет очень неприятное свойство, которое, безусловно, будет иметь отдалённые последствия.
Чтобы понимать, о чём идёт речь, следует заметить, что в прошлом году нефтегазовая отрасль РФ дала 45% доходов бюджета или 60% экспортных поступлений, что составило более 20% ВВП. То есть, Путин 20 лет рассказывал о том, что стащит страну с нефтегазовой трубы, но в итоге насадил её на трубу по самые гланды, и теперь любой сбой с экспортом нефти и/или газа равнозначен катастрофе для всей страны.
В Беларуси сразу и жёстко отреагировали на такое положение дел. Там навскидку назвали ущерб Мозырьскому заводу в пределах $100 млн, и поскольку нефть отбирается из транзитного нефтепровода, идущего на Запад, предупредили потребителей российской нефти, которые расположены дальше по трубе.


Как следствие, Польша прекратила забор российской нефти и остановила её дальнейший транзит. О приостановке получения российской нефти сообщили и в странах Балтии. По состоянию на конец недели, была информация о том, что и Чехия прекратила забор этой нефти.
Транснефть заверяет партнёров в том, что на своей территории она провела очистку нефти, находившейся в трубе, и проводит интенсивные переговоры о том, чтобы организовать её очистку на территории стран, по которым проходит нефтепровод, и где тоже в трубе находится нефть.
Нефть Юралз и так очень специфична и от природы содержит большое количество различных примесей, она и так требует особых технологий её переработки, а теперь возникла ситуация, когда её надо очищать дополнительно.
В общем, это серьёзный и давно ожидаемый звонок, прозвучавший из РФ. Технологическая деградация там достигла уровня, когда это сказывается на основной экспортной продукции. Уже несколько лет ходят анекдоты о качестве российского газа и мест, откуда он действительно поступает в трубу, но нефть вырвалась вперёд.
Дело даже не в самом факте её загрязнения, а в том, что такая дичь могла произойти в принципе. Это значит, что полностью деградировала как технология добычи нефти, что ожидалось ввиду истощения месторождений, так и система контроля. Причём контроль качества нефти, поступающей в трубу, вторичен. Главная проблема в том, что нефтяные магнаты выродились в отдельную касту неприкасаемых, и теперь их действия в принципе некому контролировать.
С большой долей уверенности можно утверждать, что с нефтью будет примерно так, как было и есть с допингом. Кого-то пожурят и накажут, но никто не станет делать системных выводов и изменений. Это потому, что система уже закостенела и не может меняться в принципе. Временное и совершенно искусственное повышение цены на нефть диктует российским нефтедобытчикам искать кратчайшие пути добычи и реализации нефти.
Как мы помним, по настоянию РФ ОПЕК снизил объёмы продаж нефти, чтобы поднять цены. Из этого следует, что картель просто лавирует, пытаясь уйти от обвала цен, вызванного перепроизводством нефти. То есть, на самом деле, нефти добывается больше, чем её можно купить. И это с учётом того, что Венесуэла и Иран лежат под жёстким эмбарго.


Так вот, вместо качественной и удобной нефти из Залива Москва втюхивает свою дрянь с ядохимикатами. Такие фокусы не проходят бесследно. Пусть и не мгновенно, но реакция будет, и потребитель отреагирует на всю эту красоту.
Кстати, в американской прессе к уик-энду проскочило сообщение о том, что США и Саудовская Аравия договорились об увеличении продаж нефти из Залива. Российская нефть, как российские автомобили или российское кино, постепенно передвигается в сегмент «г». И это не может не радовать.

Комментариев нет: